Соавторство в научной статье – «трамплин» для начинающего ученого и позитивный опыт для состоявшихся ученых

soavtorstvo-v-nauchnoj-state

Соавторство в научных работах – это частая практика при написании молодым ученым своих первых исследовательских работ. На первых этапах совместными усилиями гораздо проще написать хорошую статью или доклад на конференцию со своим старшим наставником.

Для состоявшихся ученых соавторство в научных работах тоже несет определенные преимущества для всех сторон.

Подробнее про ситуации, возникающие при совместном написании статей, читайте в нашем материале.

Содержание:
1. Новички, или преодоление антиплагиата.
2. Заложники обстоятельств, или соавторы поневоле.
3. Взаимная выгода в соавторстве.
4. Соавторство с корифеями.
5. Соавторство ученых из разных научных отраслей.
6. Курьез, или публикация – презент.
Заключение

1. Новички, или преодоление антиплагиата

Каждый ученый сам для себя выбирает, на каком этапе исследований можно и нужно находить соавторов для своих работ. Как правило, начинающие ученые, только-только включающиеся в научные исследования, чтобы лучше понять процесс написания и публикации статьи, несут свои идеи более опытным товарищам, имеющим и опыт публикаций и хоть-какой-то научный вес. В этом плане своих соавторов юный исследователь может расценивать как трамплин для того, чтобы свои идеи сделать доступным для научного сообщества.

Но каково может оказаться удивление, когда опытный ученый не станет тратить время на оформление работы и потребует (в том числе и в целях обучения и приобретения навыков и практики публикационной активности для новичка) выполнить всю работу по составлению и оформлению публикации лично от аспиранта или студента.

Однако иногда студенты пишут настолько невнятно, что править каждое предложение по несколько раз – просто бессмысленная трата времени, тем более таких студентов много, и все они хотят принять участие в конференции (от этого зависят баллы, от которых в свою очередь зависит стипендия), и при этом выдвигают свои интересные идеи, которые не должны быть потеряны.

Что ж, основным камнем преткновения для таких начинающих может оказаться проверка на антиплагиат. Иногда почти весь текст оказывается заимствован откуда-то. И чтобы обойти антиплагиат, студенты просто вносят свой текст в гугл-переводчик, переводят на иностранный язык, а затем обратно на русский. И окрыленный своей идеей, студент приносит соавтору текст, абсолютно не читаемый ввиду того, что обратный перевод на русский язык с иностранного полностью превращает текст в набор слов, похожий на описание товаров на Али-экспресс.

Текст, в котором каждое слово по отдельности имеет смысл, а все вместе является лютой белибердой. В таком случае достаточно просто прочесть вслух первые предложения, и студент понимает, что фокус не пройдет. Ведь свои тексты перед отправкой надо хотя бы читать, а не то, чтобы тщательно редактировать. Этого оказывалось достаточно, чтобы студент понимал свою ошибку и сам исправлял текст.

Существуют, конечно, студенты, имеющие большущие затруднения в составлении тезисов своих докладов, хотя при этом сама публикация имеет рациональное зерно, запрятанное в совершенно нечитаемый текст. В этом случае наставнику проще и быстрее самому поправить текст и отправить его в печать, при условии, что для студента публикация не является важной вехой в работе, и студент был направлен на штурм научного горизонта.

Для такого студента достаточно только идеи публикации и наличие более-менее приближенного к научному стилю текста, пусть и имеющего высокий процент плагиата. В таких случаях, чтобы не тратить время и не мучить студента, наставнику, конечно, если это не дело принципа, легче и быстрее минут за 10-15 самому сделать вменяемым текст, тем более если горят сроки отправки публикации на конференцию, и таких студентов много, ввиду того, что конференция бесплатна.

При этом конечно же студенты оказываются в соавторах, и им принадлежат все права на публикацию. Бывают еще случаи, когда студент дает интересную идею, или собственную разработку, которую преподаватель может описать в публикации, применяя ее в своей работе в своей научной области, трансформируя ее применение в нужном для себя ключе. Но как правило, преподавателю самому требуется выявлять идеи таких студентов, и привлекать их к совместным публикациям, прилагая для этого немалые усилия.

2. Заложники обстоятельств, или соавторы поневоле

Иногда молодежь на кафедрах, на которой главенствующее положение занимают маститые и опытные профессора и доктора наук, находится на особом положении. На кафедре ведется активная научная работа по множеству направлений, которую курирует заведующий кафедрой, раздавая генеральный план, идеи для публикаций, которые целиком выполняет молодежь.

Полностью охватить все детали научной работы зав. кафедрой самостоятельно не успевает, поэтому и есть специально обученные люди, которые и дают, что называется, стране угля. Это могут быть один или два человека, на плечи которых ложится подготовка макета большого пособия, или сборника, соответствующего специфике кафедры, не взирая на научные интересы тех лиц, кто непосредственно над этим работает в силу сложившихся обстоятельств.

Партия сказала «надо», комсомол ответил – «есть». Не работал над этой темой – ничего, есть возможность повысить свою квалификацию и поработать. При этом львиная доля выполняется молодежью, весь текст создается и все правки ведутся исключительно молодыми преподавателями, разумеется умеющими работать с компьютером на «ты». Ведь некоторые именитые ученые старшего поколения могут быть с компьютером на «вы», и при этом хорошо себя чувствовать, либо за счет прошлых заслуг, либо за счет приближенности к ключевым фигурам на кафедре, или же за счет высоких организаторских способностей, как например, в случае авторитетного заведующего кафедрой.

При этом ничего нет плохого в том, что кафедра пополняет фонд своих публикаций, кроме того, что делают это всего лишь один или два человека, убивая при этом все свое время, при чем в соавторы попадают все старшее поколение кафедры, некоторые из которых в глаза не видели макет публикации, и даже не знают, о чем она будет. Но – из песни слова не выкинешь, старшему поколению тоже нужны публикации, даже если наукой они уже не занимаются много лет, а перепечатывают все свои старые сборники в новых редакциях. Но тем не менее, общая работа кафедры и специфика преподавания требует оперативного появления все новых и новых материалов для студентов.

Еще хуже, когда макет издания попадается на глаза человеку, имеющему опыт преподавания, но полностью утратившему связь с молодежью, для которой, собственно говоря, это пособие и создается. В этом случае то ли для галочки, то ли для изображения кипучей деятельности и причастности к работе над методическим пособием возникает просто какая-то патовая ситуация, когда «соавтором» вносятся самые нелепые предложения, ничем не мотивированные и не дающие материалу никакого развития. В этом случае правки касаются целых разделов, и молодая «рабочая лошадка», запряженная писать это не маленькое пособие, подстраивается под абсурдные «хотелки» своих якобы умудренных опытом соавторов, которые вместо адекватных правок и предложений черкают распечатанный материал, внося хаос и абсурд, тем самым пытаясь создать видимость улучшения работы.

Рабочие лошадки как правило, «рубят» в научной работе, но не хотят показывать, что советы «соавтора» полная профанация, и делают кучу ненужной работы просто из вежливости и не желая конфликтовать со старшим поколением по такому вопросу. Спорить, как правило, бесполезно, сроки горят, озабоченный «соавтор» тоже хочет быть причастным, но в теме «не шарит», предлагает ерунду, но имеет особое положение на кафедре ввиду возраста и личной приближенности к заведующему кафедры, так что проще выполнить кучу бесполезной работы и забыть о ней, причесывая и сглаживая где можно все эти немыслимые «нововведения» и бестолковые «правки».

Иногда такие «произведения» пополняют собой в качестве соавторов «общественники», занятые какой-нибудь профсоюзной работой, чисто из солидарности к «рабочим лошадкам» добавляя какие-нибудь полезные таблицы, которые, конечно же, не они сами сочинили, но которые тоже не помешают, чтобы так сказать, внести свой вклад в публикацию. Но общественная работа требует множество времени, хотя люди на ней, как правило, адекватные, сами молодые и находятся в нормальных отношениях с молодыми «писарями» кафедральных работ, никакого вреда в публикацию они не приносят, так что их присутствие «за компанию», обычно тоже не вызывает вопросов. Тем более раз таблицы были добавлены в приложение, так ну и ладно. Работа велась!

Такие соавторы являются «паразитами», самое лучшее, если их просто впишут в проведение, о котором они знать не знают, а наихудшее – если они лезут это произведение править, либо плохо соображая по теме, либо не соображая вообще ничего, но исходя из уверенности в своем опыте и мастерстве требуют воплощать свои самые бесполезные и даже вредные правки.

3. Взаимная выгода в соавторстве

Бывает случай, когда один из ученых ведет активную научную работу по направлению, схожему с направлением, по которому второй ученый уже защитился, но при этом «сбавил» обороты в научных исследованиях и уже некоторое время не публиковался.

Отношения между учеными могут быть приятельскими, и при этом тому, кто непрерывно «фонтанирует» научными идеями, уже становится жалко времени и денег на очередную крупную публикацию. В этом случае, может возникнуть полезный симбиоз между учеными – один полностью оплачивает публикацию, но имеет косвенное к ней отношение. Второй ученый находит где и что опубликовать, и делает это бесплатно, за счет второго «соавтора». То есть он получает способ воплотить свои новые идеи в публикации, добавив спонсора, хотя при этом спонсор, как правило, адекватный ученый и имеет публикации по той же теме, или хотя бы наработки, которые отдаются соавтору, которой выполняет всю работу по созданию и «пристраиванию» публикации в журнал или же в коллективную монографию.

От этого никто не страдает, и все довольны – материал, который долго лежал без дела и ждал вдохновения у спонсора, попадает, что называется «в струю», обретает новую жизнь и воплощение в маститых журналах и монографиях, от этого в выигрыше все, начиная от спонсора, предоставившего свой давно забытый материал, и заканчивая исполнителем, оформившем все, как полагается, как на данном этапе модно в науке на настоящий момент и в соответствии со всеми требованиями к публикации.

При этом даже заимствования материала спонсора могут быть минимальными. Спонсор знает потенциал своего соавтора и не лезет с правками – это и хорошо, ничего не затрудняет работу, материал перерабатывается, как того требует момент, и новое научное исследование активного соавтора, который и готовит весь материал, выходит в свет.

При желании спонсор может кое-что поправить в итоговой вычитке, как правило, материал от этого только выигрывает, за счет новых речевых оборотов или оттачивания остроты предложенных идей. В самом деле, тут в выигрыше все – мертвый груз, ждущий своего часа воплощается в жизнь и публикуется, преломляясь в новом научном исследовании, тем самым принося обоюдную выгоду. Спонсор, как правило, дает хороший материал, который можно взять за основу, и второй соавтор, обладая высокой скоростью исполнения, по инерции, в русле на тот момент выполняемого исследования, реализует все полезные идеи в нужном для себя ключе. Всем все нравится, это хороший и быстрый тип взаимодействия.

4. Соавторство с корифеями

Эту ситуацию можно описать только одним способом: «Мыши плакали и кололись, но продолжали упорно жрать кактус». Тут дело в том, что изначально в тандеме «профессор-студент» существует неравенство статусов и неоднозначный подход к научной работе. Когда один что-то пытается, хочет, но как собака, понимать понимает, а рассказать не может. И все то новое, что предложено, вроде бы получается и работает, а объяснить, как и почему и за счет чего, автор идеи совершенно не может. А второй – корифей, обладает знаниями и авторитетом в этой области, но вместо того, чтобы показать, как правильно и надо, показывает только на недостатки и огрехи, выискивая все новые и новые несовершенства в описании этой работы.

Таким образом, прежде чем публикация достигает своего конечного воплощения, происходит трансформация от самонадеянного студента или аспиранта до человека, умеющего внятно излагать свою точку зрения, делать это не тривиально и в соответствии с правилами научного исследования.

У разных корифеев свои принципы в воспитании молодежи, но если попасть на авторитарный тип умудренного опытом ученого, не просто так сидящего на высоких своих должностях, то в множестве итераций работы над текстом, в итоге можно получить какой-то полезный интеллектуальный продукт. Но делать все это будет студент или аспирант, каждый раз обламывая свою самооценку о тысячу «косяков», на которые будет безжалостно указывать корифей.

Правда при этом и цена усилий, прилагаемых с двух сторон, будет достаточно высокой. Ну а каким же образом можно стать корифеем, кроме как путем непрерывного взаимодействия с заинтересованным корифеем? Даже если он ни разу не похвалит, и мерилом готовности будет только лишь отсутствие косяков? Ну и уже став более-менее самостоятельным ученым, имеющим опыт в научных исследованиях, и понимая, что над определенными фрагментами уже шла обоюдная работа, ну или просто из уважения к корифею, в новых статьях на относительно похожие темы может просто так упоминаться фамилия корифея, как соавтора, как дань той работе, которая была проделана до этого, пусть может в другом ключе, но в русле общей темы, почему нет?!

Это возможно уже на этапе, когда возникает достаточная публикационная зрелость человека, работающего с корифеем. Но конечно же, не в том случае, когда сырая и абсолютно безграмотная статья пытается быть опубликована с фамилией корифея, чтобы она миновала редактора за счет регалий корифея. Этот номер не пройдет, поскольку гарантированно будет возмущен как редактор, так и корифей, как только он про это узнает. И корифей-то уже заранее внушает студенту, что такая ситуация, если не дай бог осуществится, то бури не миновать. То есть корифей заранее не оставляет такого варианта публикации под своей фамилией. Как правило, корифеи и так уже имеют много публикаций и позориться за счет инициативы своего нового соавтора, который не поставил его в известность, и опубликовал ерунду, точно не собирается.

5. Соавторство ученых из разных научных отраслей

Существует опыт позитивного соавторства ученых из разных научных областей, в которых они являются крупными признанными учеными. Ввиду определенного стечения обстоятельств могут быть востребованными публикации узкой научной направленности, которые могут вести ученые, хорошо понимающие в этой теме и которых просто необходимо привлечь к работе.

Или может оказаться так, что ученые из разных научных областей (или научных школ, или направлений) совместно исследуют и создают определенный интеллектуальный продукт или материал, который потом каждый из них может применить в своей научной отрасли.

Например, полезный опыт совместных публикаций для меня заключается в том, что я разработала способ информатизации линейного регрессионного анализа. То есть, придумала и описала алгоритм, как с помощью Microsoft Excel этот вид анализа можно выполнять. Какую табличку сделать, какие формулы внести, для того, чтобы буквально на пальцах расписать всю суть и технику использования этого метода: тем более эти таблицы делали его абсолютно прозрачным для понимания – что, зачем и почему берется и как обрабатывается, какой получается результат и как его можно интерпретировать. Все легко! Метод становится ясным для понимания, тем более, что это хороший метод, и применять его можно к чему угодно. В итоге этот метод оказался применим для разных научных областей, а разрабатывала я его применение на основе дипломных работ, данных мне моей коллегой, под руководством которой тщательным образом студенты копили и обрабатывали эти самые измеренные ими данные.

Потом оказалось, что этот метод может выйти за пределы выполняемого исследования, проводившегося в дипломных работах, и может применяться в других случаях. Тем самым получилось, что подготовленный материал мы с коллегой уже по отдельности трансформировали каждая в своей области научных интересов – я утащила его в методику преподавания физики (как компьютерный практикум в учебном пособии), и он тоже хорошо там вписался, а моя коллега использовала его для методических указаний для студентов, изучающих материаловедение. При этом мы обе вписали друг друга (наши фамилии) как соавторов, давших идею применения этого метода в двух разных изданиях с разными названиями. Это «Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе освоения линейного регрессионного анализа результатов опытных испытаний физических объектов», и «Обработка результатов механических испытаний материалов методом линейного регрессионного анализа».

Как показывает опыт, это благоприятный тип соавторства, когда совместно разработанный материал полезен обеим соавторам, которые работают в разных научных областях, и применяется каждым соавтором по-своему, при этом мы обе сохранили фамилию соавтора, из уважения к действительно важной и хорошо проделанной работе.

6. Курьез, или публикация – презент

Со мной случилась забавная ситуация, когда к какому-то празднику (кажется, 8 марта) дорогая для меня коллега, с которой у меня были очень хорошие отношения презентовала мне публикацию, в которой я с ней оказалась соавтором (!!!). При этом я совершенно не знала об этой публикации ни-че-го. Для меня это совсем необычно, но почему бы и нет, такой очаровательный жест внимания. Что это! Вау! Я не участвовала в той внутривузовской конференции, но оказалась в этом сборнике в качестве соавтора, и мне этот сборник был просто ею подарен.

Конечно я знала, во что обошлась эта публикация по деньгам, купила на ту же сумму сувенир-безделушку (уже не помню какую) и презентовала в ответ, типа большое спасибо, что включили меня в соавторы. Но самое забавное заключалось в том, что, ознакомившись с публикацией, я ни единого слова не поняла из того, что там было опубликовано, да еще и под моей фамилией! Что это блин такое! «Прогнозирование и управление ресурсом неравновесной синергетической системы на разных масштабных уровнях». Ничего не понятно! И прочитав этот текст на шести страницах, я почувствовала, что ни единого слова не понимаю из этого волшебного манускрипта. Что за чертова непонятная система, синергетическая к тому же, почему она не находится в равновесии, в каком она равновесии может вообще быть, какой у нее ресурс, что это за ресурс, как им управлять, если я даже не понимаю, что это, да тем более еще и каким-то образом ресурс этот следует прогнозировать.

Полнейшая абстракция 80-го уровня, да еще и на разных масштабных уровнях. Как это все понять! На каком примере использовать! И отдавая в ответ свой презент-безделушку, выкатив глаза, что называется, не то что, притворяясь не знающей и наивной, а на самом деле являющейся таковой, я спросила: «А про что это?».

Дальше оставаться серьезной я не могла, и, наверное, я заразила своим смехом коллегу, так что мы обе начали смеяться в этой милой ситуации, но в итоге то я так и не поняла, что это было. Приятельский жест внимания, шутка, забава, высокоинтеллектуальный троллинг? Я реально до сих пор не понимаю, про что там было написано. Да, да, включили меня как соавтора в описание супер-пупер абстракции, которая для меня была и до сих пор остается непостижимой.

Правда это или вымысел, или научный троллинг в стиле «корчевателя с его алгоритмом типичной унификации точек доступа и избыточности»? Я не знаю! Или там правда что-то высокоинтеллектуальное, что пока что за гранью моего понимания? Ну ничего, вот когда-нибудь я действительно научусь управлять ресурсом, и прогнозировать его на разных масштабных уровнях, главное только понять в чем он выражается, этот ресурс, и какая-нибудь известная мне система когда-нибудь точно подойдет под описание неравновесной синергетической. Ну, что, бывает. Ученые тоже шутят.

Заключение

Соавторство молодого ученого в научной статье со своим научным руководителем – это хороший старт научной карьеры юного исследователя. Для самого научного руководителя на первых порах будет не легко со своим молодым соавтором, но и задача руководителя состоит в том, чтобы научить своего подопечного писать хорошие статьи.

А уже опытные ученые, занимающиеся смежными работами, но из разных предметных областей, могут объединить усилия и хорошо дополнить друг друга и выпустить значительный междисциплинарный научный труд.

Так что выбор за вами – с кем и с какой целью становиться соавтором научной работы.

soavtorstvo-v-nauchnoj-state-Kaleeva
Калеева Жанна Григорьевна, к.пед.н.
Профессор Российской Академии Естествознания
Почетный доктор наук
Заслуженный работник науки и образования

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии: