Как написать научную статью магистру, аспиранту, преподавателю? Советы эксперта.

kak-napisat-nauchnuyu-statyu

Когда молодой исследователь получил свои первые научные результаты, которыми уже можно поделиться с научной общественностью, он задается вопросом: «Как написать научную статью?».

Но для того, чтобы написать научную статью, не обязательно быть ученым. Научные статьи пишут и магистры, и аспиранты, и доценты, и профессора. Для кого-то это потребность поделиться своими научными разработками, но для многих это обязательное условие прохождения защиты, конкурсного избрания на должность, получения повышения по работе.

Получается, что писать научные статьи нужно очень многим, но с удовольствием их пишут лишь единицы. А все потому, что писать научные статьи тоже нужно уметь, нужно знать, с чего начать и где найти мотивацию для ее написания. На эти вопросы мы и ответим в своей статье.

Содержание

1. Как написать хорошую научную статью?

2. С чего начать писать статью магистру?

3. С чего начать писать статью аспиранту?

4. Как писать статьи преподавателям легко и с удовольствием?

5. Как наконец-то начать писать?

Заключение.

1. Как написать хорошую научную статью?

Что такое «хорошая научная статья»? Это материал, который освещает некоторую тему с обоснованием своей позиции, подтвержденной авторитетными источниками, результатами эксперимента, измерений, наблюдений, моделирования и других методов исследования. Статья должна быть построена по определенной структуре и обладать новизной. Зная, что мы должны получить в итоге, можем начинать писать научную статью. Остается только начать.

2. С чего начать писать статью магистру?

Начните с выбора направления исследований.

Первое. Здесь можно ориентироваться на преподавателя, который будет вашим научным руководителем в дальнейшем. Человеческий фактор никто не отменял: его область научных исследований может стать направлением и вашего исследования.

Второе. Выбирайте темы, где уже проводились исследования, где есть данные для анализа. Сайт Росстата вам в помощь. И другие аналитические порталы (Автостат, например).

Третье. Зарегистрируйтесь в базах научных статей. E-library для начала. Для более продвинутых и со знанием английского языка – Scopus, Web of Science, Google Scholar. Посмотрите, о чем вообще пишут статьи.

Когда с направлением вам понятно, нужно начать читать. Вам очень поможет «начитанность». Вы уже зарегистрировались в наукометрических базах? Прочтите два-три десятка статей по выбранной теме. Это поможет формированию лексики по выбранной теме, пониманию основ научного стиля письма.

Почитали статьи? Выбирайте журнал, где хотите сделать публикацию! Журнал можно выбрать по рекомендации научного руководителя, рассмотреть возможности участия в конференциях с публикацией статей в научных сборниках, а можно выбрать самому, ориентируясь на базу e-library (как это сделать, читайте следующие параграфы, для аспирантов и преподавателей).

Теперь, когда есть журнал, внимательно изучите его требования к авторам. И у вас будет структура статьи, ее объем, требования по оформлению и количеству источников литературы. Так ваш проект «написание статьи» обретает определенные очертания, вы знаете, сколько текста вам нужно написать и сколько источников минимум процитировать.

Теперь дело за малым – начать писать текст. Начните с описания изученных источников по вашей теме. Обязательно делайте ссылки по тексту. Это будет введением.

Во введении нужно обозначить гипотезу и объяснить, почему эта проблема актуальна. Не забудьте показать, что уже известно о вашем предмете исследования (со ссылками на авторов, которые уже изучали эту проблему).

За введением идет основной текст статьи. Там вы приводите полученные результаты. Хорошо, если будут графики и таблицы: они помогают лучше воспринимать информацию. Графики и таблицы вы описываете, полученные результаты анализируете.

В заключении вы указываете, удалось ли подтвердить вашу гипотезу, какое значение имеют результаты и как их можно применить на практике.

Когда статья написана, то вы показываете ее научному руководителю и заручаетесь его поддержкой. Часто журналы требуют рецензию на статью от преподавателя вашего вуза. Учитываете замечания научного руководителя (если они будут, а их может и не быть), и отправляете статью в выбранный журнал.

Обязательно напишите текст сопроводительного письма, где укажите кто вы и о чем ваша статья (кратко). Ждите ответа. Если ответа нет в течение 3-5 дней, пишите повторно или звоните, чтобы убедиться, что редакция получила ваше письмо.

Ваша статья будет передана на рецензирование. Рецензию можно ждать несколько недель. Потом нужно будет поработать с замечаниями рецензента.

И вот, когда статья исправлена, она наконец-то попадает в печать.

Здесь я описала случай, если вы подаете статью в журнал хорошего уровня, как минимум включенный в список ВАК (Высшей аттестационной комиссии – организации, которая присваивает ученые степени).

Если журнал попроще, или это сборник статей, то процедура гораздо легче. Поддержка научного руководителя не потребуется, и статью рецензировать никто, скорее всего, не будет. Вы просто оплачиваете публикацию и получаете свой труд в печатном или электронном виде. Для начинающего автора, не планирующего научной карьеры, вполне подходящий вариант.

Если научная карьера вас интересует, да и хочется солидной строчки о публикации в своем резюме, то читайте следующий раздел.

3. С чего начать писать статью аспиранту?

Аспирант, если еще не публиковал научных статей, может прочесть раздел для магистров. Если «проба пера» уже состоялась, что читайте здесь.

Стоит начать писать статью сразу с выбора журнала ВАК. Зачем писать статью, а затем пытаться ее куда-то пристроить?

  • Поэтому сразу идем на сайт ВАК, находим там последний список журналов и выбираем журналы по своей специальности.
  • Затем идем на e-library, находим этот журнал там и внимательно знакомимся со статьями из этого журнала. Перенимаем формат и стилистику.
  • Изучаем требования для авторов выбранного журнала и определяемся с объемом статьи, количеством источников, оформлением.
  • Изучаем статьи по своей теме на e-library, в Scopus, Web of Science и Google Scholar, набираем материал.
  • Формулируем тему статьи и основную гипотезу, которую мы будем подтверждать или опровергать.
  • Пишем статью по структуре «введение – основной текст – заключение». Во введении, как в диссертации: актуальность и обзор имеющейся литературы по изучаемой проблеме. В основном тексте – полученные результаты и их анализ. Таблицы и рисунки горячо приветствуются. В заключении – практическая значимость, значение результатов и ответ на вопрос, получилось ли доказать гипотезу.
  • Пишем письмо в редакцию научного журнала. Представляемся и говорим, о чем наша статья. Не забываем прикрепить саму статью.
  • Получаем ответ от редакции (если ответа долго нет, пишите повторно. Возможно письмо не дошло или затерялось). В ответе могут быть замечания рецензента. Работаем над замечаниями. Совсем не расстраиваемся. Это обычное дело.
  • Повторно высылаем статью, получаем положительный ответ и ждем выхода журнала!

 4. Как писать статьи преподавателям легко и с удовольствием?

Доцент или профессор написал уже ни один десяток статей, но их нужно все больше и лучше. Нужны международные публикации и высокий индекс Хирша (цитирования). Материалов много, но все некогда их собрать в статью.

Если есть четкий алгоритм работы, то статья пишется легко.

Главное правило здесь – обеспечить непрерывность работы над статьей, «погрузиться» в материал.

Поэтому ловите «окно», когда будете относительно свободны некоторое продолжительное время (одной-двух недель обычно хватает, чтобы оформить имеющиеся материалы в виде статьи ВАК, и даже написать новую статью, опыт научной работы уже имеется).

Планируйте работу над статьей заранее. Рассматривайте статью как проект, который имеет начало и конец. Обозначьте дату сдачи материала (дедлайн) и опирайтесь на него. Чтобы «заставить» себя сесть и начать писать, найдите марафон по написанию научных статей. Это очень помогает. Кстати, магистрам и аспирантам тоже лучший совет, чтобы начать писать статью.

Итак, сроки обозначены. Начинаем. И не отвлекаемся.

  • Выбираем журнал в наукометрических базах данных (e-library, Scopus, Web of Science), оцениваем его импакт-фактор, периодичность выхода в год, количество публикуемых статей.
  • Изучаем требования к авторам. Оформление, количество источников литературы, структура статьи – четко следуем рекомендациям.
  • Если мы привыкли писать статью в виде монолога автора, выражающего собственное мнение, то теперь лучше ориентироваться на общепринятую структуру международных журналов IMRAD.
  • IMRAD – Introduction – Methods – Results – and – Discussion: Введение – Методы – Результаты – Обсуждение. Во введении – актуальность и гипотеза, что уже изучено по данной теме, а что предстоит изучить. В «Методах» – просто и понятно о том, как мы проводили исследование. Так понятно, чтобы можно было при желании повторить. В «Результатах» – графики и таблицы, показывающие что же мы получили. В «Обсуждении» их анализ, возможности теоретического или практического применения, подтвердилась ли гипотеза, направления дальнейших исследований. В российских журналах требуется заключение (в международных – не всегда). В заключении ответ на вопрос относительно гипотезы (подтвердилась или нет), значение результатов и их практическая значимость, возможности дальнейшего изучения темы.
  • Для последующего цитирования очень важно уделить внимание названию статьи, ключевым словам и аннотации. Если они выполнены на хорошем уровне и вызывают интерес к вашей статье, то ее цитирование повысится, а, соответственно, вырастет и индекс Хирша.
  • В аннотации указываем: зачем проводилось исследование (актуальность), как оно проводилось (методы), какие результаты были получены и что они значат (польза). Как только ответили на эти четыре вопроса, пишем ключевые слова.
  • Ключевые слова не должны повторять слова из названия статьи. Они нужны, чтобы помочь найти вашу статью, и если статья называется «Логистика на предприятиях промышленности», то «логистика» и «предприятия промышленности» в ключевые слова не включаем. Ищем синонимы или что-то смежное (металлургия, операционный менеджмент). Так мы увеличим число просмотров нашей стати, а, следовательно, вероятность цитирования.
  • Отправка в журнал. Ожидание (долго нет ответа – пишем повторно). Переписка.
  • Работа над замечаниями рецензентов и передача статьи для публикации.

Вооружившись этими знаниями, и воодушевившись к написанию статьи, главное не потерять запал. Ищем мотивацию в следующем параграфе.

5. Как наконец-то начать писать?

Ответьте на вопрос «зачем?». Для чего вы хотите написать статью? Есть мотивация внутренняя, а есть мотивация внешняя. Раз вы читаете эту статью, значит у вас есть внутренняя мотивация. А это самая сильная мотивация. Желание быть первым, лучшим, защитить магистерскую диссертацию на «отлично», найти лучшее рабочее место, получить степень кандидата или доктора наук (нужное подчеркните). Но это глобально. Вы понимаете, зачем вы это делаете. Но, к сожалению, это несколько абстрактно.

Поэтому для конкретных дел нужна мотивация внешняя.

Это обучение – поступление в магистратуру, аспирантуру, докторантуру (как старт, вложение).

Это конкретная дата – дедлайн (как потеря) – дата конференции, дата окончания приема статей, дата отчета о проделанной работе.

Это приз, деньги (как приобретение) – например, вы получите грант на командировку и проведение исследований, получите ученое звание, искомую степень.

И если внутренняя мотивация сильна, то вы знаете, что делать, а для помощи в конкретных шагах используйте внешнюю мотивацию.

Заключение

Мы разобрали с вами как написать научную статью магистру, аспиранту, молодому преподавателю. Правило, которое работает для всех: если есть мотивация внутренняя и внешняя, то у вас все получится! Итак,

  • выбираем тему (таким образом мы конкретизируем цель),
  • выбираем журнал (конкретизируем задачу по срокам и объемам),
  • собираем данные (изучаем тему глубже),
  • анализируем данные (делаем приращение научного знания),
  • оформляем в виде текста по принятой структуре (научная статья – это тоже определенный жанр),
  • отправляем в журнал (получаем оценку рецензентов: взгляд со стороны),
  • публикуем (достигаем цели)!

Успешных вам публикаций!

kak-napisat-nauchnuyu-statyu-1

Киреева Наталья Сергеевна, к.э.н., доцент

Автор марафона «Научная статья за 7 шагов»

и курса «Пишу статью Scopus»

//kireevaonline.ru

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии: